УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Республики Беларусь
К.С.Фарино
07.12.2005
Оценка результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение специального образования
детьми с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи,
нарушениями психического развития (трудностями в обучении)
(Инструктивно-методические материалы)
При оценивании результатов учебной деятельности учащихся с особенностями психофизического развития в специальных общеобразовательных школах (школах –интернатах), специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), тяжелыми нарушениями речи, нарушением слуха следует руководствоваться Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.05.2002г. № 21 «О введении десятибалльной системы оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования» и инструктивно-методическими материалами «Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся» (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 31. 07.2003 №06-13/27).
Представленные нормы оценки результатов учебной деятельности по языку учащихся с нарушением слуха и учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, составлены с учетом особенностей их развития и являются дополнением к вышеуказанным документам. Оценивание результатов учебной деятельности учащихся указанных групп по другим предметам учебного плана осуществляется в соответствии с десятибалльной системой оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с учетом особенностей индивидуального развития школьника, его личных достижений.
Оценивание результатов учебной деятельности учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) по всем предметам государственного компонента специального учебного плана осуществляется в соответствии с десятибалльной системой оценкирезультатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. При оценивании результатов учебной деятельности необходимо учитывать личные учебные достижения школьника и особенности его индивидуального развития.
Оценка результатов учебной деятельности неслышащих и слабослышащих учащихся
(2-ое отделение специальной школы для детей с нарушением слуха)
Основные виды ошибок при оценивании письменных работ<sup>1</sup>
При оценивании письменных работ следует выделять орфографические, пунктуационные и дисграфические ошибки. Орфографическая и пунктуационная грамотность должна соответствовать программным требованиям школы для детей с нарушением слуха.
К числу дисграфических ошибок относятся:
-искажение звуко-буквенного состава слов (смешения, замены букв, близких по графическому образу, при сходстве акустических признаков, способа и места образования звуков, которые они представляют);
-нарушение структуры слова (пропуски, замены, перестановки, избыточные буквы, слоги);
-нарушение границ слова (раздельное написание частей слова, слитное написание ряда слов).
При проверке и оценивании письменных работ не учитываются и не выносятся на поля фактические ошибки (орфографические и пунктуационные):
-на правила, не предусмотренные школьной программой;-на еще не изученные правила;
-в словах с непроверяемым написанием, работа над которыми не проводилась;
-в употреблении авторских знаков препинания;
-явные описки.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Обучающие письменные классные работы (кроме творческих)
К обучающим письменным работам относятся: списывание (без грамматического задания и с грамматическим заданием лингвистического и лингво-коммуникативного характера), работа с «рассыпанным» текстом, письмо по памяти, зрительный и слухозрительный диктанты, тестированиеи т.п.
____________________
<sup>1</sup> при оценке знаний по русскому языку учитывается классификация ошибок указанных в доработанных инструктивно-методических материалах «Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся» (учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования).
Оценка обучающих письменных работ
Баллы |
Количество ошибок и исправлений |
1 |
Более 8 ошибок |
2 |
8 ошибок |
3 |
7 ошибок |
4 |
6 ошибок |
5 |
5 ошибок |
6 |
4 ошибки |
7 |
3 ошибки |
8 |
1 ошибка |
9 |
1-2 исправления |
10 |
Без ошибок и исправлений |
Примечание.
Количественный показатель ошибок включает суммарно орфографические, пунктуационные и дисграфические ошибки.
Контрольные письменные работы
В качестве контрольных письменных работ в начальных классах практикуются комплексные работы (контрольное списывание и грамматические задания лингвистического и лингво-коммуникативного характера).
За комплексную контрольную работу выставляются две отметки – одна за качество списывания и одна за качество выполнения грамматического задания.
Оценка контрольного списывания
Баллы |
Слабослышащие (2-ое отд.) |
Неслышащие |
1 |
Ошибок более, чем на «2» балла |
Ошибок более чем,на «2» балла |
2 |
Ошибки в половине написанных слов |
Ошибки в половиненаписанных слов |
3 |
6 ошибок |
8 ошибок |
4 |
4 ошибки |
6 ошибок |
5 |
3 ошибки |
4 ошибки |
6 |
2 ошибки |
3 ошибки |
7 |
1 ошибка |
2 ошибки |
8 |
2 исправления |
2 исправления |
9 |
1 исправление |
1 исправление |
10 |
Без ошибок и исправлений |
Без ошибок и исправлений |
Оценка контрольного грамматического задания лингвистического и лингво-коммуникативного характера
Баллы |
Слабослышащие (2-ое отд.) |
Неслышащие |
|
1 |
Выполнено с ошибками до 10% заданий |
||
2 |
Выполнено менее половины заданий, допущены 3-4 ошибки |
Выполнено менее половины заданий, допущены 3-4 ошибки |
|
3 |
Выполнена половина заданий, допущены 2-3 ошибки |
Выполнена половина заданий, допущены 3-4 ошибки |
|
4 |
Выполнено более половины заданий, допущены 2-3 ошибки |
Выполнено более половины заданий, допущены 3-4 ошибки |
|
5 |
Выполнены все задания, допущены 4 ошибки или выполнена половина заданий без ошибок |
Выполнены все задания, допущено 5 ошибок или выполнена половина заданий без ошибок |
|
6 |
Выполнены все задания, допущены 3 ошибки или выполнено более половины заданий без ошибок |
Выполнены все задания, допущено 4 ошибок или выполнено более половины заданий без ошибок |
|
7 |
Выполнены все задания, допущено 2 ошибки |
Выполнены все задания, допущено 3 ошибки |
|
8 9 10 |
Показатели оценки грамматического задания соответствуют десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования |
||
БАЗОВАЯ И СРЕДНЯЯ ШКОЛЫ
Оценка контрольных творческих работ (изложение).
Баллы |
Содержание, речевое оформление и грамотность |
Дисграфич. ошибки |
|||
Слабослышащие (2 отд.) |
Неслышащие |
||||
1 |
При оценивании контрольных творческих работ (изложений) следует руководствоваться показателями, соответствующими десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. |
Более, чем на «2» балла |
|||
2 |
6 |
7 |
|||
3 |
5 |
6 |
|||
4 |
4 |
5 |
|||
5 |
3 |
4 |
|||
6 |
2 |
3 |
|||
7 |
1 |
2 |
|||
8 9 10 |
Показатели оценки контрольных творческих работ (изложений) соответствуют десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. |
||||
Примечание.
Однотипные ошибки согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными, существительного с глаголом единственного числа прошедшего времени (девочка упал) и управления (“упал дерево” – вместо ”упал с дерева”) как следствие влияния жестового языка считать за одну ошибку.
Оценка результатов учебной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи
Основные виды ошибок при оценивании письменных работ<sup>2</sup>
При оценивании письменных работ следует выделять орфографические, пунктуационные и дисграфические ошибки.
Орфографическая и пунктуационная грамотность должна соответствовать программным требованиям школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
К числу дисграфических ошибок относятся:
Стойкие повторяющиеся ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принес);
- перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
- недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
- наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);
- искажение слов – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
- ошибки, связанные с несформированностью языкового анализа –«виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала), «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.»;
- замена букв, обозначающих фонетически сходные звуки – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
- нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороной речи:
___________________
<sup>2</sup>при оценке знаний по русскому языку учитывается классификация ошибок, указанных в доработанных инструктивно-методических материалах «Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся» (учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования).
- аграмматизм – Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спеленочки» (пять желтеньких цыплят));
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок –«вкармане» (в кармане), «при летели» (прилетели), «в зела» (взяла), «подороге» (по дороге).
Ошибки, обусловленные заменами букв, сходных по написанию.
При проверке и оценивании письменных работ не учитываются и не выносятся на поля фактические ошибки (орфографические и пунктуационные):
- на правила, не предусмотренные школьной программой;
- на еще не изученные правила;
- в словах с непроверяемым написанием, работа над которыми не проводилась;
- в употреблении авторских знаков препинания;
- явные описки.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Обучающие письменные классные работы (кроме творческих)
К обучающим письменным работам относятся: списывание (с грамматическим и без грамматического задания), работа с деформированным текстом, диктанты разного вида, письмо по памяти, тестирование и т.п.
Оценка обучающих письменных работ
Баллы |
Количество ошибок |
1 |
Ошибок более, чем на 2 балла |
2 |
7 ошибок и 7 дисграфических ошибок |
3 |
6 ошибок и 6 дисграфических ошибок |
4 |
5 ошибок и 5 дисграфических ошибок |
5 |
4 ошибки и 4 дисграфические ошибки |
6 |
3 ошибки и 3 дисграфические ошибки |
7 |
1 ошибка и 1-2 дисграфические ошибки |
8 9 10 |
Показатели оценки обучающих письменных классных работ (кроме творческих) соответствуют десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. |
Контрольные письменные работы
К контрольным письменным работам в 3-5 классах относятся комплексные контрольные работы, диктанты, грамматические задания и тестирование. Комплексной считается работа, состоящая из контрольного списывания или диктанта и грамматического задания. За комплексную контрольную работу выставляются две отметки – одна за списывание и одна за грамматическое задание. Учащимся, имеющим сенсорную, моторную, сенсомоторную алалию, афазию рекомендуется вместо диктанта использовать списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.
Оценка контрольного списывания
Баллы |
Количество ошибок |
1 |
Ошибок более, чем на «2» балла |
2 |
Ошибки в половине написанных слов |
3 |
6 ошибок |
4 |
5 ошибок |
5 |
4 ошибки |
6 |
2 ошибки |
7 |
1 ошибка |
8 |
2 исправления |
9 |
1 исправление |
10 |
Без ошибок и исправлений |
Оценка контрольных диктантов
Баллы |
Контрольные диктанты |
Словарные диктанты |
|
3-5кл. |
3-5кл. |
||
Орфографические ошибки |
Дисграфические ошибки |
Орфографические ошибки |
Дисгр. ошибки |
1 |
Ошибок более, чем на “2” балла. |
||
2 |
Количество орфографических ошибок соответствует десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. |
5-6 |
Ошибки в 2/3слов |
3 |
4-5 |
Ошибки в половине слов |
|
4 |
3-4 |
3 |
5 |
5 |
2-3 |
2 |
4 |
6 |
1-2 |
1 |
3 |
7 |
1 |
1 |
1 |
8 9 10 |
Показатели оценки контрольных письменных работ соответствуют десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. |
БАЗОВАЯ И СРЕДНЯЯ ШКОЛЫ
Оценка контрольных диктантов
Баллы |
Контрольные диктанты |
Словарные диктанты |
|||
Орфографические и пунктуационные ошибки |
Дисгр. ошиб ки |
Орфографические ошибки |
Дисгр. ошибки |
||
1 |
Ошибок более, чем на “2” балла. |
||||
2 |
Количество орфографи-ческих и пунктуацион-ных ошибок соответствует десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. |
5-6 |
Ошибки в 2/3слов |
||
3 |
4-5 |
Ошибки в половине слов |
|||
4 |
3-4 |
Количество орфографических и пунктуационных ошибок соответствует десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. |
5 |
||
5 |
2-3 |
4 |
|||
6 |
1-2 |
3 |
|||
7 |
1 |
1 |
|||
8 9 10 |
Показатели оценки контрольных письменных работ соответствуют десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. |
||||
Оценка контрольных творческих работ (изложение).
Баллы |
Содержание и речевое оформление, грамотность |
Дисгр. ошибки |
1 2 3 4 5 6 7 |
При оценивании контрольных творческих работ (изложений) следует руководствоваться показателями соответствующими десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. |
8 7 6 5 4-5 4 3 |
8 9 10 |
Показатели оценки контрольных творческих работ (изложений) соответствуют десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. |
Примечание
Оценивание грамматического задания проводится по нормам учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования.
Фактические ошибки при проверке диктантов исправляются, но при подсчете не учитываются.
При проверке работы:
- три исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку;
- первые четыре однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая ошибка учитывается как самостоятельная;
- в слове с непроверяемым написанием букв две и более ошибок на данное правило считаются за одну.