Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Ацэнка вынікаў вучэбнай дзейнасці

Дата: 25 октября 2022 в 19:39

                             УТВЕРЖДАЮ

                                                               Заместитель Министра образования

                                       Республики Беларусь

                                                                                          К.С.Фарино

                                                                      07.12.2005

Оценка результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение специального образования

детьми с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи,

нарушениями психического развития (трудностями в обучении)

(Инструктивно-методические материалы)

При  оценивании  результатов  учебной  деятельности  учащихся  с особенностями   психофизического   развития   в   специальных общеобразовательных  школах  (школах –интернатах),  специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания для  детей  с  нарушениями  психического  развития  (трудностями  в обучении),  тяжелыми  нарушениями  речи,  нарушением  слуха  следует руководствоваться   Постановлением   Министерства   образования Республики Беларусь от 24.05.2002г. № 21 «О введении десятибалльной системы  оценки  результатов  учебной  деятельности  учащихся  в учреждениях,  обеспечивающих  получение  общего  среднего  и профессионально-технического   образования»   и   инструктивно-методическими  материалами  «Десятибалльная  система  оценки результатов  учебной  деятельности  учащихся» (письмо  Министерства образования Республики Беларусь от 31. 07.2003 №06-13/27).

Представленные нормы оценки результатов учебной деятельности по языку  учащихся  с  нарушением  слуха  и  учащихся,  имеющих  тяжелые нарушения  речи,  составлены  с  учетом  особенностей  их  развития  и являются  дополнением  к  вышеуказанным  документам. Оценивание результатов учебной деятельности учащихся указанных групп по другим предметам  учебного  плана  осуществляется  в  соответствии  с десятибалльной  системой  оценки  результатов  учебной  деятельности учащихся  учреждений,  обеспечивающих  получение  общего  среднего образования,  с  учетом  особенностей  индивидуального  развития школьника, его личных достижений.

Оценивание  результатов  учебной  деятельности  учащихся  с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) по всем предметам государственного компонента специального учебного плана осуществляется  в  соответствии  с  десятибалльной  системой  оценкирезультатов   учебной   деятельности   учащихся   учреждений, обеспечивающих  получение  общего  среднего  образования.  При оценивании  результатов  учебной  деятельности  необходимо  учитывать личные  учебные  достижения  школьника  и  особенности  его индивидуального развития.

Оценка результатов учебной деятельности неслышащих и слабослышащих учащихся

(2-ое отделение специальной школы для детей с нарушением слуха)

Основные виды ошибок при  оценивании письменных работ<sup>1</sup>

При  оценивании  письменных  работ следует  выделять орфографические, пунктуационные и дисграфические ошибки. Орфографическая  и  пунктуационная грамотность  должна соответствовать  программным  требованиям  школы  для  детей  с нарушением слуха.

К числу дисграфических ошибок относятся:

-искажение  звуко-буквенного  состава слов  (смешения,  замены  букв, близких по графическому образу, при сходстве  акустических признаков, способа и места образования звуков, которые они представляют);

-нарушение  структуры  слова  (пропуски,  замены,  перестановки, избыточные буквы, слоги);

-нарушение границ слова (раздельное написание частей слова, слитное написание ряда слов).

При проверке и оценивании письменных работ не учитываются и не выносятся  на  поля фактические  ошибки (орфографические  и пунктуационные):

-на правила, не предусмотренные школьной программой;-на еще не изученные правила;

-в  словах  с  непроверяемым  написанием,  работа  над  которыми  не проводилась;

-в употреблении  авторских знаков препинания;

-явные описки.

НАЧАЛЬНАЯ  ШКОЛА

Обучающие письменные классные работы (кроме творческих)

К  обучающим  письменным  работам  относятся:  списывание  (без грамматического задания и с грамматическим заданием лингвистического и лингво-коммуникативного характера), работа с «рассыпанным» текстом, письмо  по  памяти,  зрительный  и  слухозрительный    диктанты, тестированиеи т.п.

____________________

<sup>1</sup> при  оценке  знаний  по  русскому  языку  учитывается  классификация  ошибок  указанных  в  доработанных инструктивно-методических материалах «Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся» (учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования).   

Оценка обучающих письменных работ

Баллы

Количество ошибок и исправлений

1

Более  8 ошибок

2

8 ошибок

3

7 ошибок

4

6 ошибок

5

5 ошибок

6

4 ошибки

7

3 ошибки

8

1 ошибка

9

1-2 исправления

10

Без ошибок и исправлений

Примечание.

Количественный  показатель  ошибок  включает  суммарно  орфографические, пунктуационные и дисграфические  ошибки.

Контрольные письменные работы

В качестве контрольных письменных работ в начальных классах практикуются  комплексные  работы (контрольное списывание и грамматические задания  лингвистического  и  лингво-коммуникативного характера).

За комплексную контрольную работу выставляются две отметки – одна  за  качество  списывания  и  одна  за  качество выполнения грамматического задания.

Оценка контрольного списывания

Баллы

Слабослышащие (2-ое отд.)

Неслышащие

1

Ошибок более, чем на «2» балла

Ошибок более чем,на «2» балла

2

Ошибки в  половине написанных слов

Ошибки в  половиненаписанных слов

3

6 ошибок

8 ошибок

4

4 ошибки

6 ошибок

5

3 ошибки

4 ошибки

6

2 ошибки

3 ошибки

7

1 ошибка

2 ошибки

8

2 исправления

2 исправления

9

1 исправление

1 исправление

10

Без ошибок и исправлений

Без ошибок и исправлений

Оценка контрольного грамматического задания лингвистического и лингво-коммуникативного характера

Баллы

Слабослышащие (2-ое  отд.)

Неслышащие

1

Выполнено  с  ошибками до  10%  заданий

2

Выполнено  менее  половины заданий, допущены 3-4 ошибки

Выполнено   менее   половины заданий, допущены 3-4  ошибки

3

Выполнена  половина  заданий, допущены  2-3 ошибки

Выполнена  половина  заданий, допущены  3-4 ошибки

4

Выполнено  более  половины заданий, допущены  2-3 ошибки

Выполнено   более   половины заданий, допущены 3-4  ошибки

5

Выполнены   все   задания, допущены  4  ошибки  или выполнена половина заданий без ошибок

Выполнены все задания, допущено 5 ошибок или выполнена половина заданий без        ошибок

6

Выполнены   все   задания, допущены  3  ошибки  или выполнено  более  половины заданий без ошибок

Выполнены все задания, допущено 4  ошибок  или  выполнено  более половины заданий без ошибок

7

Выполнены   все   задания, допущено 2 ошибки

Выполнены все задания, допущено 3 ошибки

8

9

10

Показатели оценки  грамматического  задания  соответствуют десятибалльной системе оценки результатов  учебной деятельности учащихся  в  учреждениях,  обеспечивающих  получение  общего среднего  образования

БАЗОВАЯ  И СРЕДНЯЯ  ШКОЛЫ

Оценка контрольных творческих работ (изложение).

Баллы

Содержание, речевое оформление и грамотность

Дисграфич. ошибки

Слабослышащие (2 отд.)

Неслышащие

1

При оценивании контрольных творческих работ     (изложений)     следует руководствоваться показателями, соответствующими    десятибалльной системе  оценки  результатов  учебной деятельности   учащихся   учреждений, обеспечивающих   получение   общего среднего образования.

Более, чем на «2» балла

2

6

7

3

5

6

4

4

5

5

3

4

6

2

3

7

1

2

8

9

10

Показатели оценки контрольных творческих работ (изложений) соответствуют десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся  учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

Примечание.

Однотипные  ошибки  согласования  прилагательных,  числительных и притяжательных местоимений с существительными, существительного с глаголом единственного  числа  прошедшего  времени  (девочка  упал)  и  управления  (“упал дерево” – вместо ”упал с дерева”) как следствие влияния жестового языка считать за одну ошибку.

Оценка результатов учебной деятельности учащихся с тяжелыми нарушениями речи

Основные виды ошибок при  оценивании письменных работ<sup>2</sup>

При  оценивании  письменных  работ следует  выделять орфографические, пунктуационные и дисграфические ошибки.

 Орфографическая  и  пунктуационная грамотность  должна соответствовать программным требованиям школы для детей с тяжелыми  нарушениями речи. 

К числу дисграфических ошибок относятся:

Стойкие    повторяющиеся    ошибки,    обусловленные несформированностью  фонематических  процессов  и  слухового восприятия:

  • пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил), «пинёс» (принес);
  • перестановка  букв  и  слогов – «онко»  (окно),  «звял»  (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
  • недописывание  букв  и  слогов – «красны»  (красный),  «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
  • наращивание  слов  лишними  буквами  и  слогами – «тарава» (трава),  «катораые»  (которые),  «бабабушка»  (бабушка), «клюкиква» (клюква);
  • искажение слов – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «спеки» (с пенька);
  • ошибки, связанные с несформированностью языкового анализа –«виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала), «Мой отец шофер.  Работа  шофера  трудная  шоферу  надо  хорошо.  Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.»;
  • замена букв, обозначающих фонетически сходные звуки – «зуки» (жуки), «панка» (банка), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги);
  • нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

Ошибки,   обусловленные   несформированностью   лексико-грамматической стороной речи:

___________________

<sup>2</sup>при оценке знаний по русскому языку учитывается классификация ошибок, указанных в доработанных инструктивно-методических материалах «Десятибалльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся» (учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования).    

  • аграмматизм – Саша  и  Лена  собираит  цветы.  Дети  сидели  на большими стулья. Пять желтеньки спеленочки» (пять желтеньких цыплят));
  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок –«вкармане» (в кармане), «при летели» (прилетели), «в зела» (взяла), «подороге» (по дороге). 

Ошибки, обусловленные заменами букв, сходных по написанию.

При проверке и оценивании письменных работ не учитываются и не выносятся  на  поля фактические  ошибки (орфографические  и пунктуационные):

  • на правила, не предусмотренные школьной программой;
  • на еще не изученные правила;
  • в словах с непроверяемым написанием, работа над которыми не проводилась;
  • в употреблении  авторских знаков препинания;
  • явные описки.

НАЧАЛЬНАЯ  ШКОЛА

Обучающие письменные классные работы (кроме творческих)

К  обучающим  письменным  работам  относятся:  списывание  (с грамматическим  и  без  грамматического  задания),  работа  с деформированным текстом, диктанты разного вида, письмо по памяти, тестирование и т.п.

Оценка обучающих письменных работ

Баллы

Количество ошибок

1

Ошибок более, чем на 2 балла

2

7 ошибок и  7 дисграфических ошибок

3

6 ошибок и  6 дисграфических ошибок

4

5 ошибок и  5 дисграфических ошибок

5

4 ошибки и  4 дисграфические ошибки

6

3 ошибки  и 3 дисграфические ошибки

7

1  ошибка и 1-2 дисграфические ошибки

8

9

10

Показатели  оценки  обучающих  письменных  классных  работ  (кроме творческих) соответствуют десятибалльной системе оценки результатов учебной  деятельности  учащихся    учреждений,  обеспечивающих получение общего среднего образования.

Контрольные письменные работы

К  контрольным  письменным  работам  в  3-5  классах  относятся комплексные контрольные работы, диктанты, грамматические задания и тестирование. Комплексной считается работа, состоящая из контрольного списывания или диктанта и грамматического задания. За комплексную контрольную работу выставляются две отметки – одна за списывание и одна за грамматическое задание. Учащимся,  имеющим  сенсорную,  моторную,  сенсомоторную алалию, афазию рекомендуется вместо диктанта использовать списывание текста  с  пропущенными  орфограммами  на  правила,  предусмотренные программными требованиями.

Оценка контрольного списывания

Баллы

Количество ошибок

1

Ошибок более, чем на «2» балла

2

Ошибки в  половине написанных слов

3

6 ошибок

4

5 ошибок

5

4 ошибки

6

2 ошибки

7

1 ошибка

8

2 исправления

9

1 исправление

10

Без ошибок и исправлений

Оценка контрольных диктантов

Баллы

Контрольные диктанты

Словарные диктанты

3-5кл.

3-5кл.

Орфографические ошибки

Дисграфические ошибки

Орфографические ошибки

Дисгр. ошибки

1

Ошибок более, чем на “2” балла.

2

Количество  орфографических ошибок соответствует десятибалльной системе оценки результатов    учебной деятельности   учащихся  учреждений, обеспечивающих  получение  общего среднего образования.

5-6

Ошибки в 2/3слов

3

4-5

Ошибки в половине слов

4

3-4

3

5

5

2-3

2

4

6

1-2

1

3

7

1

1

1

8

9

10

Показатели  оценки  контрольных  письменных  работ  соответствуют десятибалльной  системе  оценки  результатов  учебной  деятельности учащихся    учреждений,  обеспечивающих  получение  общего  среднего образования.

БАЗОВАЯ  И СРЕДНЯЯ  ШКОЛЫ

Оценка контрольных диктантов

Баллы

Контрольные диктанты

Словарные диктанты

Орфографические и пунктуационные ошибки

Дисгр. ошиб ки

Орфографические ошибки

Дисгр. ошибки

1

Ошибок более, чем на “2” балла.

2

Количество  орфографи-ческих  и  пунктуацион-ных ошибок соответствует десятибалльной системе оценки результатов   учебной деятельности  учащихся  учреждений, обеспечивающих получение    общего среднего образования.

5-6

Ошибки в 2/3слов

3

4-5

Ошибки в половине слов

4

3-4

Количество  орфографических и пунктуационных ошибок   соответствует  десятибалльной  системе оценки    результатов учебной   деятельности учащихся    учреждений, обеспечивающих получение     общего среднего образования.

5

5

2-3

4

6

1-2

3

7

1

1

8

9

10

Показатели  оценки  контрольных  письменных  работ  соответствуют десятибалльной  системе  оценки  результатов  учебной  деятельности учащихся    учреждений,  обеспечивающих  получение  общего  среднего образования.

Оценка контрольных творческих работ (изложение).

Баллы

Содержание и речевое оформление, грамотность

Дисгр. ошибки

1

2

3

4

5

6

7

При  оценивании  контрольных  творческих  работ (изложений)   следует   руководствоваться показателями соответствующими десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся   учреждений,   обеспечивающих получение общего среднего образования.

8

7

6

5

4-5

4

3

8

9

10

Показатели  оценки  контрольных  творческих  работ  (изложений) соответствуют десятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности  учащихся  учреждений,  обеспечивающих  получение общего среднего образования.

Примечание

Оценивание грамматического задания проводится по нормам учреждения, обеспечивающего получение общего среднего образования.

Фактические ошибки при проверке диктантов исправляются, но при подсчете не  учитываются.

При проверке работы:

  • три исправления на месте орфограммы (пунктограммы) считаются за ошибку;
  • первые четыре однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая ошибка учитывается как самостоятельная;
  • в слове с непроверяемым написанием букв две и более ошибок на данное   правило считаются за одну.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.