ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА
для руководителей родительских университетов учреждений общего среднего образования
«Организация деятельности родительского университета в учреждениях образования»
Цель: содействовать развитию социально-личностных и профессиональных компетенций педагогических работников по организации работы родительского университета в учреждении общего среднего образования.
Задачи:
– актуализировать и систематизировать знания педагогических работников по проблемам семьи и семейного воспитания;
– обучить эффективным формам и методам оказания поддержки и помощи семьям в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей; – создать условия для обмена опытом по организации непрерывного просвещения родителей в учреждении общего среднего образования.
№ п/п |
Тематика занятий |
Кол-во часов |
1 |
Родительский университет как система оказания помощи и поддержки семьи |
2 |
2 |
Этапы организации деятельности родительского университета в учреждении образования |
2 |
3 |
Содержание деятельности родительского университета в учреждении образования |
2 |
4 |
Формы и методы работы с родителями в родительском университете |
2 |
Всего |
8 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Родительский университет как система оказания помощи и поддержки семьи
Семья как первичный институт социализации и фактор развития личности ребенка. Трансформация семейно-брачных отношений в современном мире. Воспитательный потенциал современной белорусской семьи: результаты мониторинга. Образовательные запросы родителей. Взаимодействия учреждения образования и семьи по повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Принципы социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье. Обеспечение непрерывного психолого-педагогического сопровождения процесса семейного воспитания на протяжении всего периода обучения ребѐнка в учреждении образования.
Цель родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Основные задачи родительского университета.
Тема 2. Этапы организации деятельности родительского университета в учреждении образования
Организационный: формирование очной и дистанционной форм обучения в родительском университете, разработка «Интернет-сайта родительского университета»; создание в популярных социальных сетях интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности родительского университета.
Информационно-просветительский: презентация содержания программы и мероприятий родительского университета; организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания; создание условий для повышения уровня педагогической культуры родителей, формирования родительских компетенций в вопросах обучения, воспитания и социальной адаптации детей; консультирование родителей по вопросам воспитания детей, оказание практической помощи семье в ситуации нарушения внутрисемейного взаимодействия, детско-родительских отношений, выявление проблем в осуществлении родителями воспитательной функции.
Содержательный: научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества; расширение воспитательного и
творческого потенциала родителей и семьи в целом. Использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, развитие и укрепление семейных традиций и ценностей. Мониторинг педагогических знаний и компетенций родителей.
Тема 3. Содержание деятельности родительского университета в учреждении образования
Диагностика потребностей родителей в социально-педагогической поддержке и психологической помощи в воспитании и развитии детей, мониторинг запросов родителей по психолого-педагогическому просвещению и оказанию образовательных услуг, анализ полученной информации, определение актуального проблемного поля в работе с родителями.
Организация работы родительского университета с учѐтом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды.
Три ступени родительского университета: I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования; II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования; III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Тематика занятий родительского университета с учетом возрастных психологических особенностей ребенка. Содержание психолого-педагогической работы с родителями.
Ожидаемые результаты работы родительского университета. Мониторинг и оценка эффективности работы родительского университета в учреждении образования.
Тема 4. Формы и методы работы с родителями в родительском университете
Формы социально-педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании детей. Использования традиционных форм просвещения родителей в деятельности родительского университета (лекции, семинары, круглые столы, конференции, консультации, беседы и др.).
Активные формы и методы работы с родителями (мастер-классы, дискуссии, деловые игры и др.). Тренинг как эффективная форма развития родительской компетентности и самоэффективности. Проведение практикумов с целью формирования у родителей педагогических умений по
воспитанию детей, эффективному разрешению возникающих педагогических ситуаций, тренировки педагогического мышления у родителей.
Организация дистанционного обучения родителей (вебинары, форумы, on-line консультации, психолого-педагогическая работа с родителями в социальных сетях, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Условия эффективности психолого-педагогической работы с родителями: сочетание коллективных форм (лекции, конференции) с групповой (семинары, беседы, дискуссии) и индивидуальной (консультации социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и др.) работой; активное включение родителей в совместную со школой воспитательную работу с детьми, во взаимообмен опытом семейного воспитания; проведение педагогических практикумов с элементами социально-педагогического тренинга; разбор конкретных педагогических ситуаций, решение практических задач с компетентным комментарием специалистов и др.
ЛИТЕРАТУРА
1 Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с.
2 Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с.
3 Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с.
4 Мартынова, В.В. Воспитательный потенциал современной белорусской семьи: результаты мониторинга / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина // Адукацыя i выхаванне. – 2020. – №6 (342). – С. 9-14.
5 Мартынова, В.В. Родительский университет как система оказания помощи и поддержки семье / В. В. Мартынова, Е. К. Погодина // Адукацыя i выхаванне. – 2020. – №7 (342). – С. 3-7.
6 Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 216 с.
7 Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с. 8 Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с. 9 Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с.
10 Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
11 Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с.
12 Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с.
13 Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52.
14 Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394.
15 Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. – Минск : БГПУ, 2019. – 160 с. 16 Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130-132.
17 Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 176 с.
18 Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с.
19 Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с.