Рекомендации по семейному чтению
Чтение в годы детства – это, прежде всего,
воспитание сердца, прикосновение
человеческого благородства
к сокровенным уголкам детской души
В. Сухомлинский
Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания ребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературы должно начинаться с первых лет жизни.
Открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет)
Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.
Советы родителям
- Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.
- Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.
- Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения
- Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.
- Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям более старшего возраста.
- Если Вы обнаружите у своего ребенка наклонности к музыке, рисованию, если он мастерит что-то своими руками, рекомендуйте ему обращаться в детскую библиотеку, где он найдет в книгах, журналах ответы на все свои вопросы.
- Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.
- Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.
- Прививайте детям гигиенические навыки и привычки: не позволяйте им читать лежа, во время еды. Приучайте их по окончании чтения класть книгу на место.
- Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.
- Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.
- Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.
- Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.
- Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу. Запишитесь в библиотеку сами, и тогда Вы сможете брать книгу для семейного чтения домой.
- Участвуйте в школьных литературных конкурсах, оформлении альбомов чтения и т.д.
- Ведите «дневник домашнего чтения» для формирования грамотного читателя в условиях семьи.
Куда и к кому обратиться за помощью:
- Воспитатели дошкольных учреждений
- Учителя начальной школы,
- Учителя литературы
- Школьные библиотеки
- Городские детские и юношеские библиотеки
Обратившись к специалистам, Вы сможете:
- ознакомиться с перечнем книг, соответствующих возрасту Вашего ребенка
- получить рекомендации и литературу по развитию чтения
- получить совет по использованию игровых методик, направленных на развитие навыков чтения, любви к слову и процессу чтения
- узнать о возможности участия в массовых мероприятиях по приобщению к чтению, в творческих конкурсах, проводимых в городских и школьных библиотеках
Преимущества, которые дает умение хорошо читать
- Дети, которые хорошо читают, в школе сразу показывают хорошие результаты.
- Чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию
- Если в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены и тесты.
- У детей, которые читают хорошо - возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому они лучше запоминают детали, с большей охотой читают для себя, своего удовольствия. Развивается память, воображение.
- Ребенок, который хорошо и много читает - умеет обобщать, делать выводы и предположения.
Как начать семейное чтение
Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.
Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».
Несколько практических советов:
- Начинайте чтение немедленно: чем раньше, тем лучше.
- Читайте детям регулярно. Необходимо сделать семейное чтение непременной частью вашей жизни.
- Подключайте к чтению всех членов семьи. Это сплотит семью, сделает ее дружней.
- Окружайте ребенка книгами. По мнению ученых, в доме, где много книг, дети рано начинают читать.
- Постепенно прививайте привычку, интерес и любовь к книге в процессе ознакомления с художественной литературой
- Прививайте навыки слушания, восприятия художественных текстов; возможность наслаждаться звуками, словом, музыкой стиха; умение увидеть за словами конкретный образ и передать его в разговоре, рисунке, движении;
- Сочетайте слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям
- Развивайте в малыше познавательную активность на основе энциклопедических изданий.
- После прочтения литературного произведения побеседуйте с ребенком. Главное направление беседы – помочь осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые он еще не может раскрыть сам.
- Обменивайтесь книгами с другими семьями. А еще лучше - запишитесь в библиотеку всей семьей.
- При выборе книг прислушивайтесь к мнению библиотекаря.
Памятка для родителей
- Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.
- Прежде, чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
- Если ребенок устал, проведите физминутку.
- Хвалите ребенка за чтение.
- Для младшего возраста выбирайте книги с красочными иллюстрациями. Для детей постарше научно-популярные издания и книги о природе, по истории.
- Чтобы облегчить это занятие и заинтересовать ребенка, можно читать по очереди - один абзац - вы, один абзац - ребенок.
- Также ребенка должно заинтересовать чтение по ролям.
- Обращайте внимание на знаки препинания и новые слова. Старайтесь сами читать выразительно.
- Ведите беседы с ребенком о прошлом и будущем, обсуждайте текущие события, рассказывайте ребенку о своем детстве, о детских годах бабушек и дедушек. Наполните эти рассказы деталями, проведите параллели с современностью. Это будет во всех отношениях полезный экскурс в историю вашей семьи.
- После прочтения вовлеките ребенка в подробную дискуссию, ведите с ребенком содержательные диалоги.
- Желательно, чтобы ребенок выражал свое отношение к прочитанному. Можно попытаться заинтересовать его комментариями: "Эта история напоминает мне о..." или "Интересно, может ли этот персонаж...?" Вскоре ваш ребенок захочет сам связывать историю из книги со своими событиями и переживаниями.
Советы учителя начальной школы
Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за 1 прием.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности.
В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
«Памятка» о «щадящем чтении»
1. Читать 5-7 минут 4. Чтение еще одного абзаца
2. Пересказ прочитанного (абзац) 5. Пересказ
3. Отдых час-два 6. Отдых