Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Кансультацыі для бацькоў

Дата: 25 октября 2022 в 19:36

«Ура! Я «домашку сделал!»

Редко встретишь ребёнка, который с удовольствием выполняет домашнее задание. Для многих родителей знакомая ситуация. Можно ли её изменить?

Сначала чётко определим, в чём состоит цель домашних заданий. Каждый учитель ответит, что домашняя работа нужна для того, чтобы ученик закрепил новые знания, потренировался в выполнении простых и сложных заданий, проверил себя, расширил свой кругозор. А психолог обязательно добавит, что домашняя работа – это единственный вид деятельности в семье, за которую ребёнок несёт персональную ответственность, а ещё она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время. И не любят делать домашнее задание потому, что они уже в школе устали от учебного труда, а дома так много соблазнов.

Что же необходимо делать родителям, чтобы выполнение домашних заданий ребёнком не превращалось в семейное испытание?

Прежде всего, у маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков.

Говоря о привычке, я имею в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости ни нагрянули, что бы ни случилось, – уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо.

Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может быть – это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые.

Как правильно организовать выполнение ребёнком домашних заданий?

Всем детям после школы необходимо принять пищу и отдохнуть, и только после восстановления сил приступить к работе. Многим помогает соблюдение чёткого распорядка дня. Для ребёнка слишком велико бремя ответственности, если ему приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы.

Исходя из особенностей психики ребёнка, родителям нужно определить оптимальное время для выполнения заданий.

После этого следует придерживаться расписания настолько чётко, насколько это возможно. Чёткое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» ребёнка и «усаживание» его за работу.

Целесообразно начинать работу с более лёгких заданий. Таким образом, у ребёнка оказывается выполненным большее количество задач и упражнений, что вызывает чувство удовлетворённости.

Если по ходу выполнения домашнего задания вы заметили, что ребёнок устаёт (не удерживает внимание, крутится, ложится на стол), нужно организовать небольшие перерывы: можно перекусить, выпить чай, сделать несколько гимнастических упражнений, специальную гимнастику для глаз. Но ни в коем случае не смотреть телепередачи или звонить по телефону – это может подождать, так как после «такого перерыва» труднее вернуться к работе.

Первоклассник (второклассник) без перерыва может работать 25 минут, перерыв на 5 – 10 минут. В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 35 – 40 минут, а в четвёртом – до 45 минут.

Вечером родителям следует обязательно проверять выполненную домашнюю работу. Многие дети волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому так важно, чтобы родители регулярно проверяли работу.

Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребёнку: «Я думаю, что если ты ещё раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться другой ответ». Это побудит его вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия. Такое поведение взрослых порождает у ребёнка ощущение завершённости работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность ребёнок принесёт с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу.

Неправильно  поступают те родители, которые заставляют делать задания вначале на черновик, по нескольку раз переписывать упражнения, добиваясь идеального исполнения.

В таких условиях процесс учения для ребёнка представляется непосильным, утомительным, не приносящим удовольствия трудом.

Выполняйте с ребёнком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать его дополнительными заданиями. Жизнь ребёнка не должна состоять только из школьных заданий.

Нужно ли помогать ребёнку, делать домашние задания?

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы сообщаете ему: «С тобой всё в порядке». Совсем по-другому должен реагировать родитель, если ребёнок не справляется с чем-либо, сталкивается с трудностями. Тогда позиция невмешательства не годится. Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. И главное – выполняйте домашнее задание вместе с ребёнком, а не вместо него.

Обратите внимание на следующее правило: постепенно снимайте с себя заботу о личных делах вашего ребёнка, передавая ответственность за выполненное дело ему.

Прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ребёнком во время выполнения им домашнего задания. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упрёков и порицаний. Тёплый дружеский тон – самое главное в общении. Как только появляются «руководящие указания», работа вместе прекращается. Ведь вместе – значит на равных.

Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребёнка. Хвалите его не только за результат, но и за усилия, которые он прилагает.

Что делать родителям, если ребёнок не хочет выполнять домашнее задания?

Чаще причиной отказов являются отрицательные переживания ребёнка. Как быть: заставлять или нет? Всё зависит от причин «непослушания»

Причина первая: ребёнок боится, что не сможет справиться с поставленными перед ним задачами. Многие дети просто панически боятся неудач. Причиной такого страха чаще всего являются ожидания родителей от своего ребёнка абсолютно успешной учёбы.

 В этой ситуации, во-первых, необходимо понять, какую непосильную ответственность вы возложили на детские плечи, во-вторых, запастись терпением и выдержкой, дать понять ребёнку, что вы любите его вне зависимости от успешности в учебной деятельности.

Причина вторая: ребёнок отказывается делать домашнее задания, потому что они для него сложны и непонятны. Чтобы решить данную проблему, необходимо выяснить почему. Если ребёнок пропустил учебный материал – тогда его необходимо усвоить. Может быть, у него не сформированы какие-то познавательные процессы, мыслительные операции – разобраться в этом поможет психолог, он же предложит варианты развивающей или коррекционной работы. Как только порог под названием «трудно» будет преодолён, желание отлынивать от работы пройдёт само собой.

Причина третья. Как ни парадоксально, но иногда именно взрослые виноваты в том, что ребёнок отказывается от выполнения домашних заданий. Бывают ситуации, когда дети идут на открытое столкновение с волей взрослых: нарушают запреты и демонстрируют непослушание, в том числе отказываются от выполнения домашних заданий. И всё это только для того, чтобы обратить на себя внимание родителей. В этих ситуациях один выход: больше времени уделять ребёнку и не только ухаживать за ним – кормить, одевать, давать ценные указания, но и проводить с ним свободное время, разговаривать на разные темы, демонстрировать свою любовь, заботу и внимание.

*О наказании за несделанные домашние задания.

Если ребёнок получает низкие отметки не потому, что ему с трудом даётся предмет, а именно из-за неподготовленности к уроку, то родители вправе лишить его каких-либо важных для него благ. Например, не давать карманных денег какой-то промежуток времени, запретить компьютерные игры или просмотр телевизора. Тогда ребёнок сознательно сделает выбор между приятным бездельем и не таким приятным, зато поощряемым трудом. А прямого принуждения вам удастся избежать.

                                                           Подготовила

учитель-дефектолог Т.В. Кравцова


Пожелания родителям

  • Делайте паузы!

Дети не уважают суетливость. Некоторая медлительность старших всегда действует внушительным образом.

  • Давайте ребёнку время!

Ребёнок – не автомат. Он не может справляться с темпами, требуемыми взрослыми. Ему нужно быть медлительным: в своё время он догонит и перегонит.

  • Не внушайте отрицательное!

«Машина  задавит».  «Простудишься – заболеешь». «Собака – съест».

Страх, ужас, ненависть проснутся в другом месте.

  • Не принуждайте!

Взамен вырабатывается негативизм – отрицательное отношение ко всему.

  • Дайте отдых от внушений!

Статистика: к ребёнку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 раза – в увещевательном, 50 раз – в обвинительном. Ребёнку нужен отдых, от каких бы то ни было воздействий и обращений. Ребёнку нужна своя доля свободы – без неё задохнётся дух. Постепенно всё меньше свистите и командуйте!

  • Уважайте тайну ребёнка!!!

Не вынуждайте его лгать. Если ребёнок вас боится, он начинает лгать.

  • Ребёнок не должен бояться наказания!

Наказание должно быть полезным. Если есть сомнение – наказывать или нет, – не наказывайте!

  • Нельзя наказывать и ругать ребёнка в случаях болезни, перед (после) сном, во время игры, после физической или душевной травмы, когда боится, когда не получается что-то делать, когда мы устали, огорчены, больны… Гнев всегда лжёт.
  • Не внушайте ребёнку, что он: трус, лентяй, бестолочь, идиот. Что он неисправим, никого не любит, всех мучает, надоел.
  • Вы внушаете ему самооценку:

 – Я – лентяй.

 – Я – трус.

 – Я – неисправим – так ребёнок будет думать о себе после внушения.

  • Давайте только положительные авансы!

«Ты хорош (хороша) уже тем, что живёшь на свете. Такого (такой) как ты, никогда не было, нет, и не будет. Ты – капля росы, успевающая отразить солнце, и это чудо»

Каждый день с ребёнком начинайте радостью и заканчивайте миром!!!

  • Верьте в своего ребёнка! Ваша вера способна превратить возможность в действительность.

«Ты этого хочешь! Ты это сможешь! Ты сильнее, умнее, смелее! Ты лучше, чем кажешься!»

  • Внимание! Очень важно похвалить ребёнка с утра. Не забудь, родитель, это аванс на весь долгий и трудный день!

Анкета для педагогов и родителей

   Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы насколько возможно подробно (можно только себе).

  1. Если бы Вам предложили опять стать ребёнком, согласились бы Вы пережить детство? Почему?
  2. Какие моменты из детства вы хотели бы вернуть, а какие нет? Почему?
  3. Если бы Вам дали сказочную возможность выбрать себе детство и

вместе с ним целый мир заново, включая и родителей, что бы Вы выбрали? Чего (кого) бы себе пожелали?

  1. Если бы Вам пришлось снова стать ребёнком и воспользоваться опытом взрослой жизни, каким бы Вы были? Каких знаний и какого опыта Вы пожелали бы себе, ребёнку?

Вспомните о себе! И наверняка найдётся неожиданное решение, и перед Вами ОТКРОЕТСЯ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ДЕТСТВА.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.